Как выпиливать



Работы по выпиливанию пользуются у младших школьников постоянным успехом. Они выпиливают из фанеры, тонких дощечек и листовых пластических масс разнообразные по назначению изделия: учебные пособия, модели и макеты, игровой инвентарь, сувениры, предметы домашнего обихода и т. п.

Занятия выпиливанием способствуют развитию у учащихся многих положительных трудовых умений и навыков — умения читать несложные чертежи и работать по чертежам, техническому рисунку, умения проводить измерения, разметку и контроль, добиваться нужной точности работы, высокого качества изделий.

Работа по выпиливанию помогает развитию у детей пространственного воображения, воспитанию настойчивости в достижении поставленной цели, требовательного отношения к выполнению каждой трудовой задачи.

Занятия выпиливанием связаны с выбором конструкций и материала изделий, с установлением формы, размеров и цвета отдельных деталей, способов их отделки. Все это способствует развитию эстетических представлений, художественного вкуса младших школьников.

При выборе объектов и материалов для выпиливания следует ориентироваться на изделия, назначение и использование которых вызывает у младших школьников живой, неослабный интерес. Весьма важно, чтобы работы по изготовлению и отделке изделий были доступны для учащихся, чтобы достаточно высокое качество выполнения этих работ было обеспечено не только стремлением и умением детей трудиться тщательно, но и наличием в их распоряжении материалов нужного ассортимента и качества, а также всеми необходимыми инструментами и приспособлениями.

Важно также учитывать, что при выборе объектов для выпиливания необходимо ориентироваться на изделия небольшой трудоемкости, т, е. такие, которые могут быть изготовлены не более чем за два-три занятия.

Растягивание сроков выполнения работы быстро расхолаживает младших школьников, снижает их интерес к объекту труда и к процессам его изготовления и отделки.

Следует избегать выбирать для работы изделия со сложной, ажурной конфигурацией выпиливаемых элементов, с большим количеством внутренних контуров. Работа над такими объектами однообразна, требует длительного напряжения внимания детей, быстро их утомляет, что отрицательно отражается на качестве изделия и не приносит детям нужного удовлетворения.

Для работ по выпиливанию обычно используют березовую клееную фанеру толщиной 4 мм1. Кроме того потребуется копировальная бумага (для перевода рисунков выпиливаемых деталей на поверхность материала), наждачная бумага (для шлифования заготовок и деталей), клей столярный или казеиновый (для соединения, сборки деталей). Для отделки изделий могут потребоваться водорастворимые красители разных цветов и светлый спиртовой лак.

Основным инструментом для выпиливания служит обыкновенный ручной лобзик. Лобзик представляет собой легкую металлическую или деревянную П-образную рамку — станочек с точеной деревянной ручкой (металлические ручки, которыми снабжены некоторые лобзики, значительно менее удобны и увеличивают вес инструмента).

На концах рамки имеются стальные винтовые зажимы, в которых на время работы закрепляют концы пилок. Для регулирования натяжения пилки некоторые лобзики снабжены специальными натяжными винтами (такой винт показан на нашем рисунке у деревянного лобзика). Это очень удобно, облегчает и ускоряет подготовку инструмента к работе.

Для выпиловочных работ применяют специальные пилки — очень узкие и тонкие стальные полоски или проволочки, снабженные насечками, наклоненными в одну сторону зубцами.

Различают пилки прежде всего по назначению: для работ по древесине, фанере применяют одни пилки, для работы с металлами и пластическими массами — другие. Кроме того, пилки различают еще по толщине и ширине полотна и крупности зубьев.

Пилки для металла следует предпочитать и при работе с твердыми породами древесины, особенно при выполнении мелких ажурных работ.

Кроме лобзика и пилок к нему, для работы по выпиливанию нужно иметь тонкое прямое короткое шило, лучше всего граненое, маленький (2 — 3 мм) буравчик или небольшую ручную дрель со сверлами, два-три небольших личных напильника (плоский, круглый и трехгранный), небольшой молоток, плоскогубцы или пассатижи. Полезно иметь несколько надфилей разных профилей.

Выпиливание удобно и нужно вести на специальной верстачной дощечке (ее часто называют выпиловочным столиком). Такую дощечку легко изготовить из толстой фанеры или тарной дощечки.

На верстачной дощечке удобно держать во время работы даже мелкие детали. Укрепляют верстачные дощечки на краю рабочего стола при помощи специальных зажимов — струбцинок или привинчивают шурупами. В школьных учебных мастерских по обработке древесины выпиловочные дощечки укрепляют в зажимах верстаков на специальных стойках. Это очень удобно, так как позволяет устанавливать дощечку на нужной высоте в зависимости от роста работающего.

Если необходимо обеспечить одновременную работу нескольких выпиловщиков, чтобы не портить стола и не затрачивать каждый раз время на крепление и снятие верстачных дощечек, их можно раз и навсегда укрепить на одной длинной прочной доске. Последняя легко и быстро укрепляется на рабочем столе и также легко снимается, для чего на ее концах с нижней стороны устроены пазы, в которые входят края крышки стола (столешницы).

Заготовленные для работы листы фанеры или тонкие дощечки тщательно отшлифовывают мелкозернистой стеклянной или наждачной бумагой и переводят на них рисунки или чертежи, располагая их так, чтобы экономно расходовать материал и добиться максимального удобства во время работы. Рисунки или чертежи, в которых имеются длинные узкие элементы, нужно стараться располагать на фанере так, чтобы эти элементы были вдоль древесных волокон лицевого слоя фанеры: прочность элементов в этом случае будет выше.

Если необходимо выпилить две или три одинаковые детали, то соответствующее количество листов фанеры сбивают вместе по углам маленькими гвоздями, на верхний лист переводят рисунок (чертеж), после чего выпиливают все детали сразу.

Гвозди, скрепляющие фанерные листы, располагают так, чтобы они не попали на линии пропила и заготовки оставались скрепленными до конца работы по выпиловке.

Перенос рисунков и чертежей на фанеру производят разными способами. Можно, например, перевести рисунки непосредственно. Для этого рисунки с подложенной под ними копировальной бумагой укрепляют на фанере чертежными кнопками и обводят по контурам остро отточенным твердым карандашом или стержнем шариковой ручки без пасты. Чтобы оригинал рисунка при этом не портился, его прикрывают сверху любой просвечивающей бумагой: калькой, пергамином, папиросной бумагой.

Еще лучше сохранится оригинал, если рисунок предварительно скопировать на прозрачную бумагу и с этой копии потом, подложив копировальную бумагу, перевести его на фанеру.

Все прямые линии чертежа или рисунка, особенно в местах будущих соединении деталей изделия (шипов, гнезд, «замков»), следует обводить по чертежной линейке. Точность перевода криволинейных контуров обеспечивается применением шаблонов и лекал.

При выпиливании деталей из листовых пластмасс, например из листового органического стекла (плексигласа), обе стороны листа, чтобы не поцарапать материал во время работы, оклеивают бумагой. На эту бумагу переводят чертеж или рисунок и выполняют работу по выпиливанию.

С готовых деталей защитный слой бумаги смывают теплой водой. При выполнении выпиловочных работ дети должны усвоить и неуклонно выполнять следующие правила.

Пилку подбирают в зависимости от материала, сложности выпиливаемых контуров и назначения работы. Чем точнее, аккуратнее должна быть выполнена работа, тем мельче должны быть зубья пилки. Для тонких, ажурных работ лучше применять пилки для металла.

Укрепляют пилку в зажимах лобзика так, чтобы зубцы были направлены вниз, к ручке: рабочий ход лобзика, когда пилка выполняет пропил,— это движение сверху вниз. Пилка должна быть натянута в зажимах, как струна в струнном музыкальном инструменте: при трогании ее пальцем она должна издавать высокий звенящий звук.

Вставляя пилку, лобзик, повернутый дужкой вниз, помещают между собой и краем стола, перпендикулярно к передней кромке последнего.

Зажимают пилку сначала в нижнем зажиме, т. е. у ручки. Затем, если лобзик не имеет специального натяжного винта, грудью нажимают на ручку лобзика и закрепляют верхний конец пилки во втором зажиме. Чем сильнее при этом будет сжата дужка лобзика, тем больше будет натянута пилка и тем выше будет издаваемый ею при касании пальцем звук. Нормальное натяжение пилки определяется опытом.

Закрепив пилку в верхнем зажиме, постепенно ослабляют нажим груди на ручку лобзика, проверяют степень натяжения пилки и приступают к работе по выпиливанию.

В лобзиках, имеющих натяжной винт, нет надобности сильно нажимать грудью на лобзик при завинчивании верхнего зажима — после закрепления верхнего конца пилки, ее натяжение окончательно регулируют при помощи названного винта.

Если рисунок или чертеж детали имеет внутренние замкнутые контуры, то, для того чтобы можно было продеть пилку, внутри каждого такого контура просверливают граненым шилом, буравчиком или дрелью небольшое отверстие.

Пилку закрепляют в нижнем зажиме лобзика, продевают ее свободный конец в очередное отверстие, и лишь затем этот конец закрепляют в верхнем зажиме, как это описано выше. Чертеж или рисунок, нанесенный на фанеру, должен при этом оказаться сверху, чтобы его было видно при выпиливании. При выпиливании материал с нанесенным рисунком укладывают на выпиловочный столик (верстачную дощечку) и левой рукой придерживают его на месте, чтобы он в процессе работы не подскакивал.

Лобзик держат за ручку правой рукой свободно, без напряжения, одними пальцами (все начинающие, как правило, стремятся держать ручку лобзика в кулаке, отчего рука быстро устает).

Не торопясь, плавно, без рывков лобзик двигают вверх и вниз в одной и той же вертикальной плоскости. Дужка лобзика все это время касается правого плеча работающего.

Пилка лобзика в процессе работы должна сохранять отвесное положение. Некоторые, не имея еще опыта работы, стремятся наклонять лобзик вперед, отчего при поворотах пилка заклинивается и ломается, а пропил получается неровный, грубый.

При выпиливании, не переставая двигать лобзик вверх и вниз, левой рукой постепенно подают материал (фанеру) на пилку и поворачивают его так, чтобы резание шло без особого нажима, легко, а пилка не заклинивалась.

При крутых изгибах линии рисунка (линии резания) подачу материала замедляют, а если эта линия ломаная, то применяют специальные приемы, чтобы углы поворота получались четкими, незакругленными.

Для этого к вершине каждого угла выпиливаемого контура детали стараются делать пропилы с двух сторон, как это показано на рисунке 63.

Если угол входящий, т. е. подлежащая удалению часть материала вклинивается в выпиливаемую деталь, то после того, как линия пропила подойдет к вершине угла по одной стороне его, пилку возвращают по только что выполненному пропилу назад и делают пропил к той же вершине по второй стороне угла.

Если угол контура выпиливаемой детали вклинивается в материал, который нужно удалить, то линия пропила проходит вдоль контура, минует вершину угла, делает петлю, возвращается к вершине того же угла и следует дальше по другой его стороне.

Если деталь имеет внутренние контуры, подлежащие удалению, то выпиливание начинают с них, а потом уже выпиливают по наружному обводу.

Необходимо соблюдать следующее правило: линия пропила должна проходить по правой стороне линии разметки. При этом для удобства работы и повышения ее качества следует все наружные контуры рисунков выпиливать против направления движения часовой стрелки, а все внутренние контуры — по часовой стрелке.

Выпиливание по линиям сопряжения, стыкования между собой отдельных деталей изделий необходимо производить особенно внимательно и точно.

Очень тщательно следует вести работу при изготовлении поделок, собираемых на клею при помощи шипов и гнезд, а также при выпиливании деталей разборных конструкций, сборка которых выполняется без клея, на так называемых «замках».

Шипы в фанерных и пластмассовых конструкциях следует выпиливать немного шире и выше, а гнезда и пазы чуть-чуть уже, чем на рисунках.

При окончательной сборке поделок шипы, гнезда и пазы подгоняют друг к другу напильниками, надфилями и шкуркой, чтобы было правильное взаимное расположение деталей и высокая прочность соединений, красивый внешний вид изделий.

Выпиленные детали, как правило, нуждаются в зачистке личными напильниками, которыми удаляют неровности и заусенцы. Поверхность фанерных деталей после этого шлифуют мелкозернистой шкуркой. При шлифовании удобно использовать самодельные рабочие приспособления — шлифовальные колодочки — небольшие деревянные брусочки, которые обертывают мелкозернистой шкуркой, стеклянной или наждачной бумагой.

Прошлифованные детали тщательно очищают от пыли щетинной щеткой и, если отделка на этом заканчивается, производят сборку.

Окрашивание изделий из фанеры и деревянных дощечек выполняют чаще всего водными растворами красителей: морилкой, протравами (например, марганцовокислым калием), анилиновыми красками для шерстяных тканей, цветной тушью, чернилами.

Хорошие результаты дает отделка изделий из фанеры и древесины при помощи выжигания различных узоров, орнаментов.

Выжигание нередко комбинируют с раскрашиванием прозрачными водными растворами красителей: контуры и тени показывают выжиганием, а фон и поверхность изображаемых предметов _ раскрашиванием. Подготовленные детали покрывают затем светлым спиртовым лаком, после чего выполняют сборку.

В заключение следует подчеркнуть, что необходимо предостерегать детей от чрезмерного увлечения выпиловочными-работами на дому и строго дозировать эти работы на уроках и в процессе внеклассных занятий, в группе продленного дня, в кружках.

Статичность рабочей позы (в движении находится главным образом правая рука, причем движения весьма однообразны) и выделение мельчайшей, вредной для дыхания древесной пыли вынуждают требовать неуклонного соблюдения при выпиловочных работах следующих условий.

Необходимо, чтобы дети сидели во время работы прямо, не сутулясь и не перекашивая корпуса вправо, как это часто бывает. Дышать необходимо только через нос. Через каждые 8—10 мин дети должны делать короткие перерывы в работе, чтобы устроить производственную гимнастику.

Овладев приемами выпиливания и выжигания по фанере, младшие школьники могут изготовить много красивых, полезных и нужных в хозяйстве вещей, вполне пригодных для подарков родным и близким.

Так, в качестве сувениров можно изготовить фанерные дощечки для резания хлеба, колбасы или сыра, стенки для отрывного календаря, подставки под графин с водой, стенку-основание подушечки для иголок и булавок, подставку под чайник, табличку с номером квартиры, картинку с пейзажем.




ПЕЧАТЬ



БЕСПЛАТНЫЙ ЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ:

Все для развития Вашего малыша!


Введите свое имя и основной e-mail адрес в форму, после чего нажмите на кнопку подписки.

Вы получите уникальную возможность получать по почте самые интересные уроки труда, детские поделки, развивающие игры, словом, все, что может занять и увлечь Вашего ребенка.

Теперь И Вы Сможете Развивать У Своего Ребенка Творческие Способности C Самого Раннего Возраста, Без Покупки Дорогостоящих Книг

Ваш e-mail: *
Ваше имя: *




Статьи нашего сайта



Столешница и маленькие дети

Если в вашем доме есть маленький ребенок, то мы уверены, что вы заботитесь о его полной безопасности.

читать дальше >>


Делаем с ребенком новогоднюю игрушку своими руками

Совсем скоро к нам постучится Новый Год.

читать дальше >>


Наращивание ногтей шеллак

Наверняка каждый раз после того как вы что-то мастерите с ребенком, с ужасом смотрите на свои ногти, в клее или краске.

читать дальше >>


Семейные ссоры

Очень часто, а точнее всегда случаются семейные ссоры. Как гласит семейная мудрость, кто кого любит, тот того и чубит. На начальном этапе развития семейных отношений ссоры возникают как результат адаптации друг к другу и к общему совместному порядку.

читать дальше >>




читать дальше >>